Это история о человеке, который жил рядом с нами. Он ходил по нашим улицам и старался сделать так, чтобы люди лучше относились друг к другу, помнили свои корни, свою малую родину.
Мне повезло. Я познакомилась с интересной судьбой такого вот скромного человека, который даже в самые тяжелые минуты своей жизни не изменял своим убеждениям, своей Вере. Герой моего рассказа называл себя ровесником века и принадлежал к священническому роду, на протяжении многих веков достойно послуживших Православию. В их роду насчитывалось около 60 представителей духовенства.
Отец Виталий Железнякович… Много испытаний выпало на его долю. И что бы понять, откуда брались у него силы надо знать историю его семьи, и тогда станет все понятно. Эта история будет неполной без рассказа о его отце, сыне и ближайших родственниках. Это позволит вам лучше понять обстоятельства и в полной мере оценить реалии того времени, которое теперь вызывает у многих не ужас, а ностальгию. Итак, отец, Арсений Иосифович Железнякович родился в 70-х годах ХIX века (точная дата неизвестна), родом из семьи священника, окончил Минскую духовную семинарию, рукоположен в сан иерея в 1898 г, служил на ряде приходов Минской губернии. В связи с анонимным доносом был арестован 31 июля 1920г. Прихожане не убоялись выступить в защиту пастыря. В одном из обращений написано: «В течение более 10-летней службы священник Железнякович жил, не причиняя никому обид, был ко всем доступен и приветлив». Как бы то ни было, скончался он своей смертью в местечке Еремичи Мирского района Барановичской обл. в 1922 году, совсем еще не старым человеком, прожив после ареста чуть больше полутора лет. Родной брат, Василий Арсеньевич, родился в 1902 г., проживал в селе Тимковичи Копыльского р-на. В начале 1921 г. был арестован и выслан на север. Жил в Твери. Работал на вагоноремонтном заводе. Как минимум до 1932 г. еще был жив.
Железнякович Серафим Арсеньевич (1913-2004) – историк церкви, протепросвитер Православной церкви. Окончил Виленскую Духовную Семинарию (1935) и отделение православной теологии Варшавского университета (1939). Рукоположен в иерея 26 мая 1942 года. Служил в г. Гайновка, на белостотчине (1942-1951). Ректор Православной духовной семинарии в Варшаве, доктор теологии. С 1970 года настоятель кафедрального собора свт. Николая Чудотворца в г. Белосток. С 1986 – белостокский благочинный. Награжден многими церковными наградами.(15)
Железнякович Павел Арсеньевич (1906-1972) – председатель Кореличского райисполкома, партизан. В 20-х годах партизанил на территории Западной Беларуси. В 1927 году арестован. Сидел в польской тюрьме. В годы Великой отечественной войны был комиссаром комсомольского партизанского отряда.
Железнякович Арсений Арсеньевич (1909-1929) — проживал в д. Новополье, с матерью. Железнякович Николай Арсеньевич (1911-?) — учитель, проживал в Польше. Сначала жил с матерью в д. Новополье, а затем учился в учительской семинарии. Летом 1939 года призван в польскую армию, попал в плен, где и находился до 1945 года. Дальнейшая судьба его неизвестна.
Двоюродный брат по линии отца, Петр Юлианович Герасимович, священник церкви в селе Вольное Городищенского р-на Барановичской обл., был арестован весной 1949 г. Муж сестры матери, протоиерей Матфей Александрович Крицук, настоятель церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в селе Большая Лысица Несвижского р-на Барановичской обл., был арестован 28 июля 1950 г., обвинен в «принадлежности к Белорусской народной самопомощи» и «хранении запрещенной религиозно-философской литературы» (вроде брошюры о. Сергия Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип»). Осужден 13 октября 1950 г. на 25 лет ИТЛ и 5 лет лишения прав с конфискацией имущества. Погиб в концлагере. Реабилитирован 10 сентября 1993 г. В 1999 г. причислен к лику новомученников Синодом Белорусской Православной Церкви (о нем достаточно подробно написано о. Федором Кривоносом). Вот такая семейная хроника.
Сын, Дмитрий Витальевич, родился в 1923 г., учитель по профессии, работал в д. Остров Гудевичского сельсовета Волковысского района, был арестован 25 января 1945 г., осужден 10 апреля 1946 г. на 10 лет ИТЛ за принадлежность к «белорусской националистической организации» (по другим сведениям – «за антисоветскую агитацию»), освобожден 20 апреля 1956 г., а реабилитирован 17 апреля 1992 г. Вот такая семейная хроника. И есть некоторые основания полагать, что сей скорбный список неполон.
Но вернемся к герою моего рассказа. Отец Виталий родился 1 октября 1900 года в селе Тульговичи Гомельской области в семье священника Арсения Железняковича. В 1909 г. поступил в приготовительный класс Слуцкого духовного училища, а в 1914 г. — в Минскую духовную семинарию. Но началась война и учебу он продолжил в Литовской духовной семинарии, а окончил ее он уже в Симферополе, в 1918 году, где поступил в Таврический университет на историко-филологический факультет. Однако в 1919 году, проучившись один курс, вынужден вернуться в Тимковичи Бобруйской губернии, где его отец был настоятелем Свято-Николаевской церкви. Осенью 1920 года с отцом переезжает в местечко Еремичи Мирского района Барановичской области и поступает снова в Литовскую духовную семинарию, которую успешно окончил весной 1922 года. Но внезапно умирает отец и Виталия рукополагают в сан иерея, назначают настоятелем Свято-Вознесенской церкви на место покойного отца. Здесь он и прослужил 16 лет.
Отец Виталий очень любил учиться, читать. Его интересовали все области знаний, но особенно история, археология, филология. Поэтому неудивительно, что в 30-е годы он стал широко известен в Западной Беларуси и Польше. Отец Виталий обладал талантом публициста. Его статьи привлекали внимание читателей русскоязычной прессы. Он выступал в защиту Православной церкви. А время тогда было не простое. Политика польского правительства была направлена на окатоличивание и ополячивание православного населения. На его проповеди собирались как верующие, так и атеисты. Батюшка выступал за сохранение белорусского языка, за право на нем говорить. Свои работы о. Виталий публиковал во многих православных периодических изданиях — «Волковысское чтение», «Русское слово», «Русский голос», «В церковной ограде» и других, выходивших в Польше в 1920-1930 годах.
В 1930 году о. Виталий отдает сына Дмитрия в белорусскую гимназию в г. Вильно, по окончании которой Дмитрий поступает в Новогрудский педагогический техникум. Власти установили за батюшкой наблюдение и в 1938 году по их требованию он был уволен со службы. Однако уже в 1939 году его назначают настоятелем Гудевичской Рождества Пресвятой Богородицы церкви Волковысско-Порозовского благочиния Гродненской области. Там, в 1941 году он и встретил войну. К сожалению, этот период в жизни о. Виталия, мало известен.
Не сохранились до нашего времени церковные архивы. Большинство документов архива Гродненской епархии было вывезено архиепископом Венедиктом (Бобковским) в Германию, а оставшаяся часть была уничтожена после ареста секретаря Гродненского епархиального управления Евгения Котовича в 1944 г. Некоторые документы были уничтожены сразу, остальные – в 1948 г. «путем сожжения как не представляющие ценности».(4,5) Исключением может служить архив Свято-Успенского Жировичского монастыря, где собраны документы отдельных церквей и благочиний периода нацистской оккупации. Однако большинство этих документов не обработаны и не каталогизированы. В фондах уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по БССР и уполномоченных по областям в документах первых послевоенных лет встречается информация о православных священниках, которые в период оккупации служили на приходах, и о настроениях населения после освобождения БССР летом 1944 г.(5) Но несколько материалов о служении в тот период о. Виталия нам удалось найти.
Во время оккупации о. Виталий не изменял своим правилам. Он продолжал вести службы на белорусском языке, помогал прихожанам. Случалось, что требы делал бесплатно, и еще семье покойника помогал, чем мог. Люди любили его за милосердие и доброту, доверяли ему.
В 1943 году жители соседней деревни Острово попросили его сына Дмитрия, учителя, обучать детей грамоте. Отец и сын получили разрешение на обучение крестьянских ребят от немецких властей. Это потом и послужит поводом к аресту сына о. Виталия. Из воспоминаний жены Д.В. Железняковича – Н.Ф. Железнякович: «В 1944 году после прихода Красной армии Дмитрий Витальевич пошел в Волковыск в районо устраиваться на работу, где дали ему заполнить анкету и написать автобиографию. Когда начальник отдела кадров прочитал о его работе учителем во время оккупации, то попросил не указывать этот факт, т.к. НКВД не оставит это без внимания. Придя домой, Дмитрий Витальевич рассказал об этом отцу, на что тот ответил: «Ты плохого для людей ничего не сделал, и скрывать тебе нечего». Но НКВД так не считало. В доме Железняковичей был сделан обыск, а сын арестован. Но семья до последнего верила в справедливость. В Волковыске был проведен показательный суд, для чего вызвали детей, которых учил Дмитрий, и их родителей. Ни один свидетель не показал против него.(8) Люди просили отпустить его. Однако приговор был суров. «Судебный орган 10 апреля 1945 года, по обвинению статьи 63-1 УК БССР – «антисоветская агитация», приговорила Железняковича Д.В., к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.»(14) Аргументом в пользу приговора станут газеты на белорусском языке, найденные при обыске, издававшиеся в годы войны. Освобожден он будет лишь 20 апреля 1956 года, а реабилитирован 17.04.1992 г. Гродненским областным судом. Но это будет после. После суда о. Виталий вернулся седой.
Согласно Пастырскому правилу главное для приходского духовенства – служение Богу, а также сохранение и воспитание прихожан. Прежде всего, это выражается в сохранении своей паствы в сложные исторические периоды, духовная поддержка прихожан и практическая помощь в преодолении трудных жизненных и кризисных ситуаций, какими и был период нацистской оккупации Беларуси. Часть православного духовенства Белоруссии активно участвовала в патриотической работе в 1944-1945 годах, и эта работа принимала различные формы. Моральная поддержка осуществлялась через их служение Богу и помощь прихожанам молитвой и утешением. Именно этим и занимался о. Виталий в годы войны, стараясь хоть как-то облегчить жизнь людей. 25 декабря 1946 года епископ Гродненский и Лидский Варсонофий (Гриневич) назначает о. Виталия настоятелем Свято- Николаевской церкви г. Волковыска, а с 1 февраля 1947 года он становится благочинным Волковысского и Порозовского районов. Сказать, что его любили — мало. Его уважали, с ним советовались, о нем переживали, ему просто верили. Кстати, именно тогда, в Волковыске, о. Виталий крестил будущего знаменитого писателя — мариниста, моего земляка, Николая Черкашина. Но не долго прослужил в Волковыске о. Виталий. Машина репрессий делала свое дело.
По неполным данным, в эти годы было репрессировано 148 священнослужителей из 556. Все они обвинялись в антисоветской деятельности и сотрудничестве с оккупационным режимом и белорусскими националистами. В протоколах допросов священнослужители не только рассказывали о себе, но и подробно останавливались на периоде нацистской оккупации и своем пастырском служении. 25 апреля 1951 года в управлении МГБ по гродненской области был рассмотрен материал «о преступной деятельности Железняковича Виталия Арсеньевича – священника Волковысской церкви». При этом было найдено, что он проживал на оккупированной территории и вел богослужения. 26 апреля батюшку арестовали. При обыске у него изъяли большое количество книг и журналов, газет на белорусском, польском и др. иностранных языках, а также богослужебные книги, записные книжки, машинку «Зингер», корову и тульский самовар. За 5 месяцев нахождения под следствием о. Виталий подвергался духовным и физическим страданиям. Но никого не оговорил и держал себя достойно. Даже в минуту таких испытаний с ним всегда была Вера, в которой он ни разу не усомнился. 26 сентября 1951 года состоялся суд. Судебный орган 26 сентября 1951года, по обвинению: 72статьи УК БССР — антисоветская агитация «приговорил Железняковича Виталия Арсеньевича к 25 годам исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах на 5 лет и с конфискацией всего имущества». Срок он отбывал в Мариинских лагерях Кемеровской области.(14) Многое из творческого наследия о. Виталия было тогда уничтожено как им самим, из-за опасения ареста, так и в ходе следствия сотрудниками МВД.
Откуда только брались силы все перенести и быть человеком в нечеловеческих условиях! Но он и здесь продолжал быть пастырем, молитвенником за верующих и неверующих. Тяжелый труд, голод и холод не прошли бесследно — о. Виталий нажил сердечную болезнь и грыжу в тяжелой форме. Решением Кемеровского областного суда его досрочно освободили в ноябре 1954 года. Батюшка вернулся в Волковыск, к семье, но ненадолго. Прихожане прилагали все усилия, писали прошения, чтобы он остался. Люди называли его «Святым пакутнікам”. Но тогда был закон, согласно которому возвратившиеся из мест заключения священники не имели право служить на старом месте.
Стараниями епископа Калининского и Кашинского Варсонофия 15 декабря 1954 года о. Виталий был назначен настоятелем Свято-Покровской церкви г. Опочка Великолукской области.
Отец Виталий и здесь снискал любовь и уважение прихожан. Он был чужд всякого накопительства. Видя бедность некоторых людей, не брал с них денег за требы, но еще и сам им помогал, по праздникам раздавал нуждающимся милостыню. Отец Виталий внимательно наблюдал за детьми, и если замечал, что кто-то не хорошо поступает, просил родителей обратить на это внимание, чтобы вовремя наставить детей на правильный путь. По отзывам и воспоминаниям людей отец Виталий был очень скромным, отзывчивым и мудрым человеком, на своём приходе он был настоящим наставником и воспитателем для взрослых и детей.
Проповеди его запоминались надолго, т.к. он отличался красноречием, простотой. Уделял большое внимание благоустройству церкви, кладбища, ухаживал за могилами священников. А еще он очень много и жадно читал (особенно русскую классику). Любил слушать по радио литературные передачи, театральные постановки. Регулярно читал газеты «Известия», «Литературную газету». К нему постоянно шли люди. Переписывался и помогал он и тем, с кем свела судьба его в лагерях. Никому и никогда батюшка не отказывал. Сын предлагал ему вернуться в Волковыск, т.к. о. Виталий все чаще стал болеть, но батюшка отказывался. Не хотел уезжать надолго от могилы любимой супруги Ксении, которая прошла с ним через все испытания.
А на Гродненщину о. Виталий приехал на празднования 500-летия Жировичской иконы Божией Матери. Побывал он у сына, посетил родные Еремичи, Засулье, где похоронены мать и брат Арсений. Но увидев, что стало с могилами его родных, оставил местным людям денег, чтобы перезахоронили их останки на общем кладбище. Съездил о. Виталий и к брату Павлу в Кореличи. К сожалению тот уже не вставал с постели и через два месяца умер. А по возвращении в Опочку о. Виталий написал гневное письмо адресованное генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. Копии этого письма не сохранилось. Но внуку Виталию, названного так в честь деда, запомнились такие слова: «Кровь стынет в жилах! Варвары! Не вы строили, не вам разрушать». Гражданская и человеческая позиция о. Виталия никогда не менялась. Он верен был своим взглядам и никогда их не менял. Никто не мог его переубедить.(11)
Еще задолго до ареста в 1947 году, по ходатайству Владыки Варсонофия Святейший Патриарх московский и Всея Руси Алексий удостоил о. Виталия «Золотым наперсным крестом» с украшениями в связи с 25-летием беспорочной службы. 26 июля 1972 года в связи с 50-летием служения Святейший Патриарх московский и Всея Руси Пимен наградил о. Виталия орденом святого равноапостольного князя Владимира.
Вечером 3 октября 1972 года у о. Виталия произошло ущемление грыжи, вызвали скорую помощь. Доставив в больницу, хотели поднять на носилках на второй этаж, но он сказал, что поднимется сам, не надо никого обременять. После операции из наркоза он не вышел: сдало сердце. Умер он рано утром 4 октября 1972 года, а хоронили его 7 октября, в день смерти жены, которая умерла в 1969 году.
Так завершилась земная жизнь о. Виталия. Реабилитировали его лишь 8 октября 1992 года гродненским областным судом.
Незадолго до своего ухода о. Виталий сказал: « Я жизнь свою прожил и ни о чем не жалею, мне бояться нечего. А то, что я перенес муки и страдания, то это самая малость тех мук, что перенес Иисус Христос». Несмотря на тяжелые времена, отец Виталий был уверен, что наступит время, когда будут восстанавливать храмы, строиться новые, люди будут ходить с процессиями по городу, будут открыты воскресные школы, духовные семинарии. И это время пришло. В этом есть большая заслуга о. Виталия Железняковича, который жил скромно, честно, по заповедям Божиим.
Автор статьи,Лях Наталья Павловна. За свой труд награждена дипломом первой степени восьмых открытых областных Коложских начно — образовательных чтений — 2019: «Великая Победа — наследие и наследники».