— Владыка, Вам наверняка известно, что в Советском Союзе была расхожей фраза «Спорт – посол мира». Но в этом утверждении начинаешь сильно сомневаться, глядя на кровавые столкновения российских и польских болельщиков на нынешнем чемпионате Евро 2012. Как Вам кажется, почему из посла мира спорт превращается в легата ненависти?
— Во-первых, давайте определимся с тем, что такое спорт, и не будем включать в эту категорию те явления нашей общественной жизни, которые, в строгом смысле слова, спортом не являются и имеют к нему лишь поверхностное отношение.
Те, кто дрался на стадионах и улицах Варшавы – не спортсмены. И ту игру, за которой они наблюдали с трибун, тоже вряд ли можно назвать настоящим спортом. Это всего лишь одна из форм зрелищ, или, проще говоря, шоу. Такое же по своей сути, как гладиаторские бои в древнем Риме. Между атлетикой и смертельной дракой, по-моему, не очень много общего, равно как и между физической культурой и нынешним футболом. Так что если спорт становится неким самоутверждением собственных амбиций и питает человеческую гордость, если соревнование превращается в шоу, в котором каждый хочет продемонстрировать свое «Я», то нет ничего удивительного в такой агрессии на стадионах. Эта неестественная борьба за первенство, пусть и не столь кровожадная как раньше, имеет нездоровый характер. Психоз такой борьбы неминуемо передается и на толпу. И начинается уже массовый психоз. Так что все вполне закономерно. Поэтому мне кажется, что нужно очень четко проводить эту границу между понятиями спорта и соревнования.
Но помимо того, о чем вы сказали, в отношении спорта у меня существуют опасения несколько иного порядка. Весь неказистый смысл устраиваемых сегодня игр выражен еще устами древних римлян: «Хлеба и зрелищ». Чтобы человек не думал о духовных вопросах, не подымался в своих мыслях выше уровня пищеварительного тракта, чтобы не выдумывал каких-то глобальных проблем, ему нужно дать кусок хлеба, чтобы он жевал вместо того чтобы говорить, сидел в амфитеатре и смотрел как умирают гладиаторы, радуясь, что кому-то еще хуже, чем ему. И мне кажется, что все эти сегодняшние зрелища попахивают чем-то таким похожим. В Советском Союзе наши идеологи часто говорили, что таким образом капиталистические страны отвлекают рабочих от классовой борьбы. Что ж, может быть, хотя бы в этом они были правы. Я не о классовой борьбе, конечно же.
При всем этом не нужно отвергать, так сказать, здоровый спорт. Понятно, что человек состоит их души и тела. И гармоничного развития требует и тело, и душа. Если мы возьмем наши патерики, то увидим, что в монастырях предписывался уставом физический труд, который давал возможность человеку развиваться и в физическом направлении. Я лично не спортивного склада человек, но когда у меня было свободное время, регулярно ходил в бассейн. Я не собирался сдавать нормативы и ехать на соревнования епископов, тем не менее, для меня это важно. Так что спорт как здоровый образ жизни, безусловно, приветствуется.
— Ваше Преосвященство, очевидно, что упомянутая в начале интервью фраза, являлась одним их элементов тогдашней идеологии. Эта идеология, как известно, не выдержала испытания истории и разрушилась вместе с государством. Кто же должен быть подлинным послом мира в этом мире?
— Я отвечу так: издревле голубь не зря считался символом мира. Этот библейский образ взят из ветхозаветной истории о Ное, который стал свидетелем возобновления отношений между человеком и Творцом, что, в общем-то, и спасло наш мир. Из этого вытекает заключение, что для существования человеческой цивилизации должна быть гармония между человеком и Богом. Это дает религия, что в переводе с латинского religare означает объединение, союз человека и Бога. Без такого единения никаких послов мира нет и не будет.
Сегодня же мы повсеместно видим развернувшийся театр одного актера. Везде «Я», которое пожирает другое «Я». В том числе и в спорте. Поэтому только наше приобщение к Богу является гарантом существования нашей цивилизации. Всякое богоотступничество ведет к всемирной катастрофе. Никакой спорт с решением этой задачи не справится.
Еще раз повторю, в самом спорте и даже в соревновании, как таковом, нет ничего плохого, если оно не становится плацдармом для игры личных амбиций. В мире все многогранно и шаблону не подлежит. Святители Григорий Богослов и Василий Великий соревновались друг с другом в духовной области: кто больше прочтет, кто больше узнает, кто больше постигнет Истину. И наряду с этим, в патериках мы можем встретить истории о подвижниках-монахах, которые, увлекаясь таким соревнованием в посте и молитве, гневались на тех, кто делает это лучше их. Но это не означает, что пост и молитва – безусловное зло. Одним словом, все зависит от человека.
Беседовал Дмитрий ПАВЛЮКЕВИЧ